Главная Контакты Карта сайта

Уроки верности и любви

Конкурс педагогических и детско-юношеских работ, посвященный святой блаженной Ксении Петербургской

Уроки

Верный супружеский выбор

Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф. 5, 32).

Верный супружеский выборБольшое значение для счастливого брака имеет правильный выбор супруга. Приступая к какому-либо делу, будь то строительство дома, посадка сада или починка мебели, мы стараемся узнать как можно более о предмете. Расспрашиваем людей опытных, читаем пособия, сообразуем свои возможности, материальные и физические ресурсы. И это правильно. Но удивляет, что такое важное дело, как брак, построение семьи, часто пускается на самотек, происходит как-то само собой. Как будто знания по этому вопросу относятся к врожденным инстинктам и не требуют участия разума. Но это не так.

Выбор супруга — важнейший в жизни выбор. Прежде в выборе жениха или невесты участвовали родители. Позже у родителей брали благословение, а выбор оставался за молодыми людьми. Теперь же молодые сами решают свою судьбу, не обращаясь за советом к родителям. Результат не замедлил сказаться. Появилось много неустойчивых браков. Участились разводы. Опыт Церкви показывает, как отражается благословение родителей на жизни семьи. "Благословение отца утверждает домы детей" (Сир. 3, 9). Понятие родительского благословения не совсем укладывается в рамки нашего разума, потому что относится к понятиям духовным, и независимо от того, принято это или не принято, современно или устарело, умны ли, понятливы ли сами родители, — родительское благословение есть величайшее благо, и пренебрегать им — безумие.

Именно родителям в большей мере ведомо наше душевное устроение, некоторые, может быть, фамильные черты характера. Как люди старшие и имеющие опыт, они более трезво могут взглянуть на будущего зятя или невестку. И то, что не понравится родителям, скорее всего в будущем не понравится и нам, потому что нас объединяют с родителями семейные черты не только внешности, но и характера, взглядов. Иногда сильное чувство заставляет пойти молодых против совета близких, и часто такой брак бывает трудным.

Расхожее мнение, что "сердцу не прикажешь", может стать оправданием нелепого брака по страсти, по непреодолимому, казалось, чувственному влечению. Здесь уместно напомнить яркий пример из литературы. Умнейший человек Пьер Безухов женится на бездушной и развратной Элен (Л. Н. Толстой, "Война и мир").

Иногда случается очарование необычной личностью человека, его душевным эмоциональным складом, характером, талантом. В самонадеянности влюбленному кажется, что он ради своей любви может преодолеть все: разницу в воспитании, умственном развитии, темпераменте, возрасте. Такова любовь Дездемоны и Отелло с ее трагической развязкой, Печорина и Бэлы. Из реальной жизни можно вспомнить женитьбу графа Шереметева на своей крепостной актрисе. Брак был недолог и несчастлив.

Ни выбор по страсти, ни душевное очарование, ни надежды на свою мудрость не могут нас обезопасить от ошибки. "Без Бога ни до порога", — говорит пословица. И действительно, как и во всем, в выборе супруга пробным, краеугольным камнем является Христос. Пусть главенствующей будет для вас общность по духу. Ведь плоть немощна, дух же бодр и может преодолеть все, по словам Спасителя (Мф. 26, 41).

"Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление (смерть), а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную" (Гал. 6, 7 — 8). Не только телесных, внешних достоинств нужно искать в избраннике или избраннице, не образованного ума, не эмоциональности, но, прежде всего, достоинств духовных. Таких, как терпение, верность, смирение, богобоязненность, сострадательность, милосердие. Все это гораздо ценнее и более потребуется в супружеской жизни, чем самая привлекательная внешность, самый изощренный ум. "А Татьяна — не сметана, не щи ею белить", — говорит пословица.

К тому же внешность очень зависит от состояния души человека. Миловидная девушка может стать сварливой женой. "Злость жены изменяет взгляд ее и делает лице ее мрачным, как у медведя" (Сир. 25, 19). Юноша, пристрастившись к винопитию, также скоро потеряет свою привлекательность. В то же время, "жены, светящиеся душевной красотой; со временем все более обнаруживают свое благородство, и тем сильнее становится привязанность и любовь их мужей" (свт. Иоанн Златоуст). Какую роль в выборе супруга играет материальная обеспеченность? "Жизнь человека не зависит от изобилия его имения" (Лк. 12, 15), — говорит Спаситель. Нельзя основывать свой выбор исключительно на достатке человека. Недоверие и ревность, уныние — типичные спутники подобных союзов. Тем не менее, расчет все же должен быть. Где жить и на что жить — не последние вопросы. Легкомысленно оставлять их решение на потом. Здесь опять уместен совет родителей.

Нужно помнить и то, что, становясь одной плотью, супруги объединяют не только свои добродетели, но и недостатки. Жена-сплетница может "заразить" и мужа злословием, а у ленивого и нерадивого мужа и жена может вскорости стать неряхой.

Поэтому такое значение приобретает церковность жениха и невесты, то есть насколько они действительно, а не на словах христиане. Действенно ли их стремление изжить свои недостатки, проявляется ли их любовь в молитвах друг за друга? Можно ли их будущую семью назвать "домашней церковью"? Многое может сделать молитва любящего сердца. Все мы хотим жить в браке счастливо. Нет горя горшего, чем неудавшаяся семейная жизнь. Все становится не мило, если нет мира и покоя в доме. Как нужны доверие и уважение жены и верная надежная опора в муже! Но хорошо, когда к нашим желаниям и усилиям присоединяется и помощь Божья.

Об этой помощи, о благословении брака говорится в молитвах, которые священник читает на венчании: "Боже пречистый... благослови брак сей и подаждь рабом Твоим сим... живот мирен, долгоденствие, целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира, семя долгожизненное, о чадех благодать... Даждь рабе сей во всем повиноватися мужу, и рабу Твоему сему быти во главу жены... Даждь им... единомыслие душ и телес... сопрязи (соедини) я (их) в единомудрии, венчай я в плоть едину... Подаждь рабом Твоим сим... неувядаемый славы венец".

К пожеланию совета и любви для тех, кто сопряжен в браке, хотелось бы добавить слова святителя Василия Великого: "Любите... хотя вы чужды были друг другу, когда вступали в брачное общение! Сей узел естества, сие иго, возложенное с благословением, да будут единением для вас, бывших далекими". Аминь.
Священник Сергий Николаев. О браке

***

Ближние, близкие, родные... Самая искренняя и самоотверженная любовь связывает родных людей. Но почему-то именно родные, близкие зачастую приносят нам и самую болезненную обиду, самую неутолимую скорбь. В семейной жизни так часто печаль и радость, боль и ласка идут рядом, рука об руку, что порой и не знаешь, где кончается семейное счастье и начинается несчастье.

"А мне вас жаль" (1 Кор. 7, 28), — сочувствует апостол Павел вступающим в брак. И опыт говорит, что, как бы ни был благополучен брак, как бы ни были благочестивы и мирны супруги, им не избежать семейных печалей. "Скорби по плоти" (1 Кор. 7, 28), — называет эти печали Апостол.

Наши "скорби по плоти" бывают вызваны волнением за здоровье и жизнь домочадцев, заботой о служебном поприще супруга, о благополучной учебе детей, об устройстве домашнего быта. Иногда нас печалит необходимость уступить или ограничить себя. Но такие скорби не отвращают от брака, они, напротив, укрепляют его, "содействуют любви", по словам святителя Иоанна Златоуста. Для семейного человека семья — тот райский уголок, где возможно и естественно исполнение Божией заповеди любви к ближнему.
Священник Сергий Николаев. О семейном счастье и семейном несчастье
Полный текст статьи здесь