Главная Контакты Карта сайта

Уроки верности и любви

Конкурс педагогических и детско-юношеских работ, посвященный святой блаженной Ксении Петербургской

Уроки

Для среднего школьного возраста

3
Чем дети старше, чем сложнее их характеры, тем меньше они открыты учителю, в общем-то незнакомому человеку. Дети сформировались, восприняли определенный склад поведения, который наложил свои отпечатки на их характеры, В течение нескольких лет на них влияло семейное окружение, родители, братья, сестры, родственники. Влияли на детей культурные и национальные черты семьи. Глубокие следы оставляет в ребенке его положение в семье, рождая иногда ревность, чувство отверженности и собственнический инстинкт, дух соперничества и т. д. Дети приучаются сдерживать душевные порывы, появляется способность к самоанализу. В своем окружении дети черпают многие представления о жизни, о счастье и горе, о том, что важно и неважно, о смысле жизни.

Телевизионная реклама постоянно отождествляет счастье с определенным сортом дезодоранта, сигарет, шампуня, средством похудеть.
Высшая цель — стать привлекательным человеком. ,
"Семейные" фильмы, которые сморят дети, или книги, которые они читают, чаще всего со счастливым концом, который обычно отождествляется с успехом. Хороший парень побеждает плохого; бедняк становится богачом; Тарзан всегда выручает из беды; Бэтман вовремя приходит на помощь; справедливость торжествует.

В хороших концовках нет ничего плохого, но мне кажется, что необходимо детское понимание счастья, горя, успеха или неудачи наполнять христианским смыслом. Обильный материал для обсуждения того, что такое успех или неудача с христианской точки зрения, содержится в житиях таких святых, как Иоанн Златоуст, Кирилл и Мефодий, апостолы Петр и Павел. Рано или поздно все дети сталкиваются с болезнями, страданиями, горем. Самое меньшее, чему мы можем научить их, — это то, что и страдание имеет смысл.

На уроке можно предложить ученикам найти в Евангелии, какими словами Христос исцелял больных. Детям можно объяснить, что Бог создал мир добрым, что Он не создавал страдания. Дух зла внес страдание в наш мир. Бог помогает нам побеждать страдания, обращая его в благо, обращая его на пользу (см., например, у апостола Павла о "жале в плоть" — 2 Кор. 12, 7).

Есть еще одна тема, которой упорно избегают учителя и которой живо интересуются дети в этом возрасте — смерть. Что происходит после смерти? Почему мы молимся за умерших? Смерть — это хорошо или плохо? Почему Бог допускает смерть детей и молодых людей? О смерти важно упоминать и в разговорах с детьми младшего возраста, но теперь вопросы становятся более продуманными и критическими. Ответы можно найти в церковном учении, но любой ответ поверяется реалистическим восприятием детей. Ответы не должны формулироваться абстрактно, они должны исходить и опираться на жизненный опыт ребенка.

Другая трудность состоит в том, что дети менее сентиментальны, чем взрослые, и у них появляется специфическое чувство юмора, которое может довести до отчаяния самого благожелательного учителя. Бывает, что учитель рассказывает историю, рассчитанную на сочувственный и благоговейный отклик детей, и вдруг неожиданная мелкая деталь может показаться им смешной до коликов.
С.С. Куломзина.
Полный текст статьи здесь.

***

...У Олега Чижовского дед, державший до революции свой извоз, крепко зашибал. И вот доведенная до отчаяния бабушка решилась прибегнуть к Богу. Грузная, еле передвигавшаяся на больных, распухших ногах (у нее была водянка), она сто двадцать верст прошла пешком — с Новгородчины до Печорского монастыря. Летом, в июле, в самое пекло. А в монастыре жарко помолилась иконе-исцелительнице.
И что же? Дед бросил пить. Мало того, с этих пор все его многочисленные сыновья, внуки и правнуки, вплоть до самого Олега, не берут в рот ни капли спиртного.
Что же произошло? Как объяснить этот феномен в роду Чижовских? С дедом — просто. Деда потряс до глубины души поход совершенно больной, безножной жены, и он зарекся, дал обет...
Ф. А. Абрамов. Трава-мурава: Повести и рассказы
Полный текст здесь.

***

Служили в полку два солдата, односельчане и однолетки, а по сердцу — совсем разные люди: у одного сердце, что воск, мягкое, а у другого — твердое как камень.
Оба они звались Иванами, а товарищи прозвали их так: одного Тихим Иваном, а второго — Гордым...
Были, рассказы, стихи для детей. Сборник
Полный текст здесь.

***

Тяжело ступая, два дровосека возвращались домой по сосновому бору. Зимняя ночь была особенно холодна. Снег густо укутал землю и нависал большими шапками на ветрах деревьев. Мороз сковал даже тоненькие прутики. И лес вокруг был недвижим. Маленькая речка, сбегавшая с гор, замерзла и стала как каменная, когда дыхание Ледяного Князя коснулось ее.
Оскар Уайльд. Звездный мальчик
Полный текст здесь.

***

Наталья Борисовна была любимицей матери, которая приходилась родной теткой императору Петру Великому. Росла девочка в довольстве и любви, окруженная самыми нежными заботами. Любуясь дочерью, мать часто мечтала о том, как Наташа вырастет и будет одной из самых знатных и красивых невест. Не забыла мать дать ей и образование, что было большой редкостью для женщин того времени.
По В. П. Острогорскому. Княгиня Наталья Борисовна Долгорукая
Полный текст здесь.

***

Спи, моя крошка любимая!
Глазки скорее закрой.
Ангел-хранитель невидимо
Вечно стоит пред тобой...
Стихотворения
Полный текст здесь.